Пять абсурдов родительского воспитания

Мотивации действий родителей часто настолько непредсказуемы и непоследовательны, что это поставило бы в тупик самых знаменитых сыщиков: Э. Пуаро и Ш. Холмса. Родители иногда оставляют без должного внимания запросы собственных детей, а порой просто игнорируют, даже понимая их важность. Рассмотрим основные парадоксы, выявленные в воспитании детей.

Абсурды воспитания детей

Парадокс № 1. Игнорировать потребность ребенка во внимании

Порой можно видеть в гостях или на любой площадке для игр маму с малышом. Ему скучно, почему-то грустит, не нравится что-то, и он пытается различными способами привлечь мамино внимание. Но вместо того, чтобы исполнить желание малыша, мама считает, что не следует обращать внимание на требования ребенка. Это он хочет лишь привлечь к себе всеобщее внимание.

Психологи считают, что эту потребность можно приравнять к желанию малыша есть или выпить воды. В этом случае, любая мама, услышав об этом, не стала бы говорить, что ребенок просто голоден, не стоит на него обращать внимания. Жаль, но подобные советы можно услышать от профессиональных педагогов, имеющих большой опыт работы с детьми разного возраста.

Потребности ребенка во внимании, признании, чтобы тебя услышали и увидели – основные его потребности. Удовлетворение их с юных лет – обязанность родителей. Иначе, когда человек вырастет, он будет упорно продолжать всеми способами (возможно, не совсем законными) привлекать к себе недостающее в детстве внимание.

Ребенка невозможно избаловать вниманием. Взрослые балуют детей непоследовательными требованиями, часто забывают проверить результат. Часто потакают всевозможным капризам детей, но потребность ребенка во внимании к ним нельзя отнести.

Парадокс № 2. Делать из ребенка равного себе

Странную вещь, которую часто совершают родители – это возложение ответственности на малыша почти равной взрослому. Когда к ребенку идут за поддержкой или заботой, это полностью переворачивает его восприятие мира, к которому он привык. Это дети нуждаются в постоянной поддержке родителей, ищут у них защиты, а не наоборот…

Можно случайно стать свидетелем монолога, когда женщина выговаривала собеседнику, что он совершенно не уважает и не ценит ее, а должен заботиться. Со стороны может показаться, что это семейный разговор двух взрослых (мужчины и женщины). Но собеседником женщины был молчаливый мальчик-подросток (лет 10-12), с глазами, полными грусти.

Необходимо учить детей помогать родителям, бабушке с дедушкой, соседям. Не следует забывать, что оказывать взрослым посильную помощь, и быть им равным – совершенно разные вещи.

Парадокс № 3. Ждать, что ребенок сам все поймет

Практически у всех родителей возникают проблемы воспитания детей, но взрослые порой не пытаются что-то изменить, все откладывается на неопределенный период. Говорят постоянно: «Да потом … поймет, что надо делиться своими игрушками/быть благодарным родителям/убирать за собой/дружить». Но «потом» никогда не настанет.

Наивно думать, что повзрослев, молодой человек вдруг все осознает, скажет своим родителям, ему 18 (25 или 30 лет), время «потом» уже настало, теперь начинается другая жизнь. Теперь он все понял, и станет жить, не как учили, а как это надо ему.

«Большие дела начинаются с малого», – так часто говорят. Чтобы стать музыкантом или владеть иностранным языком, необходимы ежедневные занятия. Это касается балета, спорта, живописи…

Парадокс № 4. Не учитывать особенности детского возраста

При появлении малыша в семье, родители понимают, что за ним необходим особый уход: сначала пеленальный столик, соски, затем кровать, постоянно меняется размер обуви и одежды. Но другие необходимые для определенного возраста просто игнорируются. Поражает радость молодой мамы, когда она делится с подругой, что ребенка в шесть месяцев кормит сосисками, и все в норме.

И дело даже не в выборе питания для малыша, а что мама не учитывает потребности своего чада. Нужно учитывать особенности воспитания детей.

Другие родители хвастаются, что их ребенок идет спать, когда хочет. Они думают, что в этом проявляется их свободное воспитание, не стоит заставлять ребенка, если он не хочет спать. Но как потом отсутствие режима повлияет на подростка, никто не думает.

Парадокс № 5. Отрицать достижения педагогики, психологии и медицины

Абсолютно все родители своим детям желают здоровья, ума и счастья. Но часто пренебрегают рекомендациями психологов, детских врачей и педагогов. Именно они всегда подскажут нужные в данной ситуации методы воспитания детей.

Часто слышим фразу: «Я лучше знаю, как воспитывать (лечить) своего ребенка». Нельзя отрицать женской интуиции, желания создать лучшие условия для своего ребенка. Но всегда следует прислушаться к мнению профессионалов: психологам, педиатрам, учителей или логопедам, чтобы не навредить детям.

Одной из трудных работ с давних времен считалось воспитание детей. Надо учить не только грамоте, но и чуткости, сочувствию к близким, доброте. В воспитании нет финала, родители растут вместе со своими детьми, будто поднимаясь по лестнице вверх в бесконечность. Полученные знания или осознание промаха – полезный опыт, который помогает нам развиваться и подняться на ступеньку выше.


Новости медицины